Христос Воскресе!
Пасха Христова — Торжество из торжеств. Церковь в священных песнопениях называет Пасху великою, двери райские нам отверзающей, Неделей святой, светлым Христовым Воскресением, призывает к ее прославлению землю и небо, мир видимый и невидимый, ибо «Христос воста, веселие вечное».
Со времен апостольских Церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь избавления своего от египетского рабства, и новый Израиль – христианская Церковь — бодрствует «в священную и спасительную ночь» светлого Воскресения Христова — провозвестницу светоносного дня духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу.
Святая Плащаница внесена в алтарь и положена на престоле.
Настоятель архимандрит Никандр обратился к молящимся со словами проповеди о предстоящих событиях богослужения. Мы, подобно женам-мироносицам, с зажженными свечами пойдем крестным ходом навстречу Воскресшему Христу. Подобно Ангелам, всей своей жизнью мы должны славить Бога, принесшего Себя в Жертву на Кресте нас ради и нашего ради спасения. Непросто следовать в своей жизни за Христом, но только понуждающие себя на этом спасительном пути достигают Царствия Небесного.
Последние минуты ожидания кажутся просто бесконечными. В храме зажигаются свечи, лампадки, в сердцах — огоньки.
Сначала едва уловимые слова стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» — словно Ангелы поют на небесах. Песнопение звучит громче и увереннее. Открывается катапетасма — завеса на Царских вратах, отворяются и Царские врата. Священнослужители в белых облачениях — подобно Ангелам в блистающих одеждах — несут первые вести о Воскресшем Господе.
Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма (при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе) , чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима.
В притворе при затворенных дверях храма начинается пасхальная утреня пением Христос воскресе со стихами по пасхальному чину.
При пении после Слава, и ныне второй половины тропаря Пасхи (И сущим во гробех живот даровав) церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся «веселыми ногами» входят в храм.
После великой ектении поется пасхальный канон, составленный св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). На каждой песни канона совершается каждение с приветственными словами: «Христос воскресе!»
Дети в безудержном восторге оглушали радостным восклицанием: «Воистину Воскресе!» Пасха для них — самый любимый и долгожданный праздник. Как взрослые, они могут молиться на ночном богослужении. И уставать, как дети.
Предстоятель отец Никандр читает Слово огласительное св. Иоанна Златоуста: Аще кто благочестив , в котором на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа.
Совершается отпуст утрени.
Пасхальные часы поются как в первый день Пасхи, так и во всю Светлую седмицу. Часы Пасхи — это совершенно особый вид часов. Они состоят не из обычных псалмов, а из пасхальных песнопений, одинаковых для каждого часа, и поются. Часы Пасхи заменяют утренние и вечерние молитвы до вечера субботы. Перед вечерним богослужением в субботы Часы поются последний раз, и открытые на протяжении всей Светлой седмицы Царские врата затворяются.
Совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
Читается Евангелие Ин., I, 1-17.
Прочитывается Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла.
Самой торжественной частью Божественной литургии является Великий вход — перенесение Святых Даров с жертвенника на престол для последующего их освящения при пении Херувимской песни.
По преложении Святых Даров и причащения духовенства читается Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа.
В Пасхальную ночь каждый желал причаститься Святых Христовых Таин, чтобы встретиться с Господом Воскресшим. Причастие совершалось из трех Чаш.
Как всегда на Пасху, наш любимый храм светился радостью совершающих богослужение, участвующих в нем и молящихся за богослужением.
По заамвонной молитве освящается артос — хлеб с изображением Креста или воскресения Христова. Он символизирует невидимое присутствие Господа Иисуса Христа.
Всю Светлую седмицу он стоит на особом столике перед иконой Христа Спасителя, справа от царских врат.
Артос носят во время крестных ходов.
В пятницу вечером артос раздробляется и в Светлую субботу после Литургии раздается молящимся.
По завершении Пасхального богослужения — отпуст, снова и снова со словами радостного приветствия: «Христос Воскресе!»
Царские врата главного алтаря и всех приделов остаются отверстыми в продолжение всей Светлой седмицы.
Ровно в полдень протоиерей Виктор Макаренков совершил Пасхальный молебен в храме Всех святых и открыл бесплатную благотворительную столовую для нуждающихся.
Вечером совершается вечерня. Вход с Евангелием, великий прокимен и чтение Евангелия иереем в Царских вратах лицом к народу.
В Успенский кафедральный собор во время вечернего богослужения был доставлен Благодатный огонь. Во встрече Благодатного огня принимал участие протоиерей Виктор Макаренков и некоторые наши прихожане.
Святыня доставлена и в храм Илии пророка. Все лампады в храме зажжены от Благодатного огня. Каждый в течение Светлой седмицы может взять домой частицу этого огня.
Пасха Христова празднуется Церковью 39 дней! До Вознесения Господня.
Светлая седмица — сплошная. Это значит отменяется пост. Это значит и то, что причащаться можно каждый день!
Согласно Документу Об участии верных в Евхаристии, утвержденному Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2015 года,
«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».
Светлая Седмица в нашем храме.
Заметки, как провести вместе с детьми дни от Пасхи до Вознесения.
6 мая, в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Божественную литургию в нашем храме совершает Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф.
Начало литургии — в 8.00.
Заканчивается Светлая седмица в субботу.
Последний раз совершается крестный ход.
По окончании Божественной Литургии читается молитва на раздробление артоса.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест — как знамение победы Христа над смертью.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Отец Никандр произносит отпуст.
И благословляет молящихся крестом.
Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
И тех, кто стар, и тех, кто молод!
Заветом благостных Небес
Звучит нам песня Воскресенья,
Любви, и счастья, и прощенья,-
Христос Воскрес!
Перед вечерним богослужением в Светлую субботу последний раз клирос пропел Пасхальные часы. Отверстые в течение всей Светлой седмицы Царские врата снова закрылись. До следующей Пасхи.
8 мая в воскресной школе — приходской Пасхальный праздник.