Приход Илии пророка г. Иваново

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня иначе именуется и празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое было установлено в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа по старому стилю (14 августа по н.ст.) 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

По принятому ныне в Русской Церкви чину совершается малое освящение воды после Литургии. Вместе с освящением воды совершается и освящение меда. Поэтому в народе этот день именуется как первый Медовый Спас, Спас на воде, Мокрый Спас. С этого дня благословляется вкушение меда нового сбора.

Успенский пост начинается 14 августа с освящения меда. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе.

«Начинается пост с освящения меда, чтобы мы знали не только о той сладости, которую Господь дает для тела, но и о сладости духовной. Чтобы сладость, которая исходит от Креста Христова, открылась нам в течение поста. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры опускалось древо, и они становились сладкими, приятными. Так да будет со всей нашей жизнью — от прикосновения Креста Христова к ней горечь ее да изменится в сладость.

Мы начинаем пост с поклонения Кресту Христову, потому что Успенский пост есть размышление о тайне смерти и о тайне жизни, земной и вечной. Чтобы эта тайна стала сладостной для нас, чтобы глубже открылась этим постом».

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

 

 

This slideshow requires JavaScript.

Перейти к верхней панели