6 января — На́вечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник.
Сегодня день под Рождество.
Чтоб тишь не возмутить,
Не надо делать ничего,
Не надо в сад входить.
Не скрипни дверцей, рукавом
Снежинки не задень.
Сегодня день под Рождество,
Слепящий Божий день.
И если ангела в тени
Увидишь невзначай,
Своим восторгом не спугни,
Светись, не замечай.
Сегодня день под Рождество,
Настолько Божий день,
Что не боятся никого
Ни лань и ни олень.
Сегодня ветви так висят,
Что просто нет беды,
И всюду — Гефсиманский сад,
Где только есть сады.
Сегодня день под Рождество.
И страшное на вид,
Сегодня все мертвым мертво,
Что бытию грозит,
И если Бог шепнет звезде
Неслышно о тебе,
То значит в божеском труде
Твоей сиять звезде,
Сегодня день под Рождество,
Тишайший Божий день,
Не тронь пылинки рукавом,
Снежинки не задень.
И Белоснежного в тени
С поникшей головой —
Лишь краем ока сохрани,
То охранитель твой.
Он отдыхает невдали
И шепчет между тем:
O, не спеши, дитя земли,
В обещанный Эдем…
Владимир Соколов. Сочельник
Нынешний сочельник особенный, совпадающий с воскресным днем. Поэтому и строй богослужения особенный.
Совершается Божественная Литургия, за которой читается Евангелие о родословии Господа Иисуса Христа и Его Рождестве (Мф., I, 1–25).
Затем служится Великая вечерня, во время которой прочитываются восемь особых рождественских паремий — ветхозаветные пророчества о Рождении Спасителя.
Совершается торжественный вечерний вход с Евангелием и читается Евангельское повествование апостола Луки (Лк. II, 1–20).
Все чтения и песнопения Вечерни исполнены предчувствием Рождества, удивлением пред предстоящим Рождением Бога. Оттого в этих древних текстах так много противопоставлений, парадоксов, восклицаний, составленных древними пустынниками и аскетами. Они знали Писание наизусть, но чем больше предавались богомыслию, чем глубже проникали в суть вещей, тем сильнее прирастали удивлением и таким всеохватным ликованием, что даже через сотни лет им заражаются прихожане.
В конце Великой вечерни в центре храма поставляется свеча, знаменующая собой Вифлеемскую звезду, указавшую путь к Новорожденному Богомладенцу восточным мудрецам.
Храм словно затаил дыхание в Предчувствии Праздника, сияя игрушками на Рождественских елях в лучах всепроникающего солнечного света.
Младенец Иисус рождается вне города, как бездомный. Даже умрет Он за городскими стенами, за стенами Иерусалима. Ночь Рождества Святое Семейство встречает в хлеву, в загоне для скота на окраине Вифлеема. Чтобы возвести людей к Себе, Богу потребовалось спуститься к людям. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» (прп. Афанасий Великий) — НЕ ЗАБУДЕМ О ГЛАВНОЙ СУЩНОСТИ ПРАЗДНИКА В ДЕНЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ.