Приход Илии пророка г. Иваново

Вода, скачущая в жизнь вечную

19 января — великий двунадесятый праздник Крещения Господня — Богоявления.

Ранним утром храм Илии пророка, словно розовый фламинго, нежно озаряется на восходе солнца.

В храме совершается главное Богослужение — Божественная Литургия, за которой читается Евангелие о событиях Крещения Господня.

В Таинстве Евхаристии каждый верующий может встретиться со Христом и соединиться с Ним. 

По окончании Литургии Великим чином освящается вода, «скачущая в жизнь вечную», как говорится в ектении этого чина.

 «Господь создал воду, яже над твердию и яже под твердию, и отделил воду от суши на земле. Она есть первозданная стихия мира, текущая и всезаполняющая, прозрачная и всепроницающая, напояющая и омывающая, живящая и увеселяющая. Вода окружает землю и окружается ею; в суше находит она границу свою, а вместе и основание свое: вода не может утверждаться без суши, и земля без влаги рассыпается в прах. Вода угашает огонь, как противоположную и отталкивающуюся стихию, и однако пребывает с ним в сопряженности, ибо водой умягчается жгучесть огня и огнем умаляется действие воды, от их соединения порождается влажная теплота жизни. Огонь и вода таят в себе смерть миру — во всеобщем потопе и последнем огне, в коем небеса и земля прейдут с шумом, но они же его обновляют, через омовение и очищение. Крещение совершается водою и духом, Духом Святым и огнем. Огненные языки Пятидесятницы низошли и на водную стихию. Это совершилось в крещении Господнем. Стихии мира почувствовали Христово Богоявление и вострепетали от Него. Море ”побеже”, водяная стихия подвиглась, зря приближающегося Господа, приемля Его в себя и на краткое мгновение покрывая Его Пречистое Тело. Церковь свидетельствует о трепете водной стихии псаломскими словами (прокимен): ”море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Что та есть море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?” — ”Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема” (тропарь). В крещении Христовом не только малая часть Иордана, но и всех вод освящается естество: оно прияло в себе Невместимого и покрыло собой Неприступного. Воды прияли воплотившееся Слово, Сына Божия, но вместе с Ним и Духа Святого в виде голубине, посланного Отцом, здесь совершилось — очистительное всей пресущной Троицы действо. Благословение Иорданово исполнилось силою, действом и наитием Св. Духа, которое и ныне испрашивает святая Церковь на освящаемые воды. Дух в виде голубине, сошедший на крещаемого Господа, нисшел и на воду крестящую и соделал в Иордане новую благодатную духовную воду, скачущую в жизнь вечную. ”Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе ниспослав Святаго Твоего Духа” (Требник). О сей воде сказано Господом Никодиму: ”аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие” (Ин. 3,5). Вода иорданская соделалась святой и святящей, ибо крещение Господа явилось начатком крещения человеческого рода. Событие иорданское не было преходящим, исчезнувшим бесследно, но сила крещения Господня пребывает в Церкви, и в ней пребывает и благодать водоосвящения иорданского. Всякое крещение христианское есть крещение в водах иорданских, ибо крещальные воды освящаются благословением иорданским.
Освящение вод силою и действием и наитием Св. Духа есть потрясающее тайнодействие, проницающее водную стихию во всем мире. Когда св. крест погружается в воду, с произнесением совершительных молитв, трепещет и содрогается приемлющая освящение стихия, хотя и недоступно очам нашим зреть это движение.
Во святой воде подается верным великая благодать и сила вспомоществующая. Св. Церковь назидает благоговейно вкушать ее и кропить ею для освящения во всяких местах, даже и «скаредных” (Типикон). Вкушающие святую воду Богоявления примечают, что обычно она сохраняет вкус свой и свежесть в течение долгого времени.
Днесь свет и сверкание вод, днесь их прозрачная зеркальность, днесь звенит их усладительное журчание, днесь веселится пустыня жаждущая, днесь сходит дождь с небесе и напояет землю, да родит и прозябнет, днесь увлажняются иссохнувшие уста. Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите все духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшегося Христа». (Прот. Сергий Булгаков «Вода, скачущая в жизнь вечную», 1924 г.)

This slideshow requires JavaScript.

 

 

 Ко гласу вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, – пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха; видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света, како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Тропарь на водоосвящении

Перейти к верхней панели