Вы приняли решение приступить к Крещению. Что же требуется для этого? Как правильно подготовиться? Что необходимо принести с собой? Как вести себя после совершения Таинства? Что необходимо знать, если ко Крещению приступает младенец?
Начнем по порядку. Для Крещения необходимо иметь истинную веру и желание жить по Заповедям Божиим. Все это в полной мере относится также к родителям и восприемникам (крестным) младенцев, которых приносят к Крещению, ведь младенцы принимают Крещение не по своей будущей вере, а по нынешней вере родителей и восприемников!
Вера является необходимым условием Крещения как взрослых, так и младенцев, ведь, по словам Священного Писания, без веры невозможно угодить Богу, ибо необходимо верить в то, что Он существует, и тем, кто служит Ему, воздает награду (Евр. 11, 6).
Крещение — это не какой-то магический обряд. Это встреча человека с Богом и ответ Бога на веру человека, на его открытое сердце. Это действие Духа Святого, преображающего этого человека в его личном стремлении к Богу.
Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.
«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин.14:23-24).
Десять Заповедей Божиих
Воля Божия открывается людям в заповедях (Исх.20:2-17). Десять заповедей охватывают все стороны человеческой жизни и вместе с новозаветным учением составляют единый нравственный закон.
Господь Иисус Христос раскрыл глубокий смысл всех заповедей, объяснив, что они сводятся к учению о любви к Богу и ближним: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37-39). В свете такого понимания значение Десяти Заповедей заключается в том, что они ясно и точно определяют, в чем должна выражаться наша любовь, и что любви противоречит.
1. Аз есмь Господь Бог твой… да не будут тебе бози инии, разве Мене (Я, Господь Бог твой — да не будет у тебя других Богов, кроме Меня).
Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на Руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. Грехи против Первой заповеди: безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступление, отчаяние, волшебство, суеверие, леность, любление твари паче Творца, человекоугодие, человеконадеяние.
2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, ни послужиши им (Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им).
Этой заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров — вещественных или воображаемых — служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести. Здесь запрещается поклоняться идолам, как мнимым божествам, или как изображениям ложных богов. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается «наука», когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб своему спасению. Страсти: наркомания, пьянство, курение, азартные игры, чревоугодие — все это жестокие кумиры грешного человека.
О почитании святых икон. Отвергать почитание святых икон и других религиозных предметов, ссылаясь на вторую заповедь — неправильно. Икона, изображающая Спасителя, св.ангелов или угодников Божиих, в православном понимании не воспринимается православным человеком, как божество. Молясь перед иконой, православные люди воздают честь не веществу, из которого икона сделана, но Тому, Кто на ней изображен.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно).
Этой заповедью запрещается неблагоговейное употребление имени Божия, например: в пустых разговорах и шутках. Грехами против третьей заповеди являются: легкомысленное употребление клятвы, богохульство, кощунство, нарушение обетов, данных Богу, клятвопреступление и призвание Бога во свидетели в пустых житейских делах.
4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый – суббота Господу Богу твоему (Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой (суббота) посвящай Господу Богу твоему).
Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься необходимыми делами, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые дела. К угодным Ему делам относятся: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Слова Божия, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивые религиозные беседы, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение скорбящих и другие дела милосердия.
В Христианской Церкви празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или Воскресный. Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей. Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле).
Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти.
Что касается отношения к посторонним людям, то Христианская вера учит необходимости оказывать почтение каждому, в соответствии с его возрастом и должностью. В духе этого наставления христианину следует уважать: пастырей и отцов духовных; начальников гражданских, которые заботятся о справедливости, мирной жизни и благополучии страны; воспитателей, учителей и благодетелей и вообще всех старших по возрасту.
6. Не убий (Не убивай).
Этой заповедью Господь Бог запрещает отнятие жизни — у других людей или у самого себя. Жизнь есть величайший дар Божий, и только Бог назначает пределы земной жизни человека. Грех самоубийц страшен тем, что являет собой крайнюю степень отчаяния. Человек является виновным в убийстве и тогда, когда сам лично не убивает, но способствует убийству или допускает других до убийства.
Говоря о грехе убийства, Спаситель повелел нам искоренять в своем сердце те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мф.5:21-23). «Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца» (1Иоан. 3:15), поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему. Совершает духовное убийство и тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни (Иак. 1:15).
7. Не прелюбы сотвори (Не прелюбодействуй).
Этой заповедью Господь Бог велит мужу и жене хранить взаимную верность, неженатым же быть целомудренными — чистыми в делах, словах, мыслях и желаниях. Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди, Господь говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Относительно плотской распущенности Свщ.Писание предупреждает: «Блудник грешит против собственного тела», «Блудников же и прелюбодеев судит Бог» (1Кор. 6:18; Евр. 13:4). Надо хранить свою нравственную чистоту, потому что наши тела – «члены Христовы» и «храмы Духа Святого» (1Кор.6:15,19).
8. Не укради (Не кради).
Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д.
9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).
Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя «диавол» означает «клеветник». Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всяхкаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему).
Этой заповедью Господь учит нас воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. В то время, как предыдущие заповеди говорили преимущественно о поведении человека, эта последняя заповедь обращает внимание на то, что происходит внутри нас: на наши мысли, чувства и желания. Она призывает нас стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с нехорошей мысли. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше — в мыслях.