Вселенская родительская суббота в 2017 году – 18 февраля
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, – вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту. Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.
Если мы верим в то, что земной жизнью не кончается наша жизнь, то эта жизнь наполняется особой силой, мужеством, способностью побеждать, способностью свою жизнь полагать за други своя, как учит нас Священное Писание. Но, что самое главное, вера в бессмертие наполняет бесконечным смыслом нашу человеческую жизнь. Опять-таки каждому кажется, что он прожил значительную жизнь. Но объективно это не всегда так. О ком-то из живших и ныне живущих будут долгое время вспоминать, имена будут в учебниках истории. О ком-то будут вспоминать дети, внуки, в лучшем случае правнуки. А о ком-то даже и близкие родственники вспоминать не будут. Так что же означает человеческая жизнь? Что означают эти 70–80 лет, прожитые человеком? Какое значение имеет это все перед лицом вселенной, космоса? Никакого, если мы скажем, что с нашей смертью прекращается жизнь (Свт. Патриарх Кирилл).
История установления Вселенской родительской субботы
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века. Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.
Смысл Вселенской родительской субботы
Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь, даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир, а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы, в первую очередь, должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души – происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности.
Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу
Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.
Богослужения в храме Илии пророка
17 февраля в 17.00. — вечернее заупокойное богослужение.
18 февраля в 8.00. — Божественная Литургия, Вселенская панихида.
Тропарь заупокойный, глас 8:
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй/ и поле́зная всем подава́яй,/ Еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́ши раб Твои́х,/ на Тя бо упова́ние возложи́ша,// Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Кондак заупокойный, глас 8:
Со святы́ми упоко́й,/ Христе́,/ ду́ши раб Твои́х,/ иде́же несть боле́знь, ни печа́ль,/ ни воздыха́ние,// но жизнь безконе́чная.