Приход Илии пророка г. Иваново

СТРАДАНИЕ СВЯТЫХ 40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

 

Подвиг Сорока мучеников относится к IV веку, когда гражданские войны в Римской империи приобрели еще и религиозный характер.

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В 320 году он издал указ о том, чтобы все воины совершили языческое жертвоприношение. В Римской империи это был давний, испытанный способ проверки на лояльность. В армянской Севастии (сейчас – турецкий Сивас) стоял XII Молниеносный легион – в составе гарнизона, которым командовал ярый язычник Агриколай. Он-то и огласил императорское распоряжение.

Одно из подразделений выполнить его отказалось, 40 воинов, причем лучших, проявивших себя в боях несомненными героями, открыто объявили себя христианами. За такое неповиновение они были арестованы. Легионеры знали, на что идут. В тюрьме их, молившихся совместно, ночью ободрил голос: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

Воинов всячески пытались уговорить, льстили, расхваливая их победы, сулили денег, продвижения по службе. Но те стойко твердили: пусть лишат воинского звания, даже жизни, но от Спасителя никто не отступится.

В них кидали камни, но камни летели мимо. Тогда придумали особенную муку. Воинов раздели и выгнали на лед озера, а на берегу, на виду у всех, растопили баню: если отречетесь – можете греться. Мороз ночью усилился. Сорок человек неимоверно страдали, поддерживая себя лишь общей молитвой. Только один не вынес: после полуночи помчался к бане, но, едва переступил порог, упал замертво.

Вот и стража едва переносила лютую стужу, закутавшись, дремала у костров. Охранник по имени Аглаий не спал. Он стал свидетелем того, как в третьем часу ночи мучения воинов облегчил Сам Господь: вдруг разлилось повсюду яркое сияние, лед растаял, вода потеплела, и над головами мучеников появились светящиеся венцы. Чудо настолько вдохновило стража, что он разбудив товарищей, сбросил одежду и торжественно объявил: «И я – христианин!» и пошел в озеро, восхваляя Господа.

Приехавшие утром были поражены. Озеро растаяло. И в нем по-прежнему стояли 40 человек.

Немедленно был отдан приказ вывести всех из воды и перебить им голени молотом, что было исполнено. Опасаясь поклонению святым мощам мучеников, убиенных велели сжечь, а что останется – бросить в воду в потаенном месте.

Сорок казненных легионеров явились во сне севастийскому епископу Петру, который ночью с помощниками нашел и собрал светившиеся в темноте, словно звезды, останки.

Образ Сорока мучеников – идеал настоящих мужчин, сильных, выносливых, готовых к самопожертвованию воинов. В дореволюционной России существовал традиционный мужской день. И отмечался он не 23 февраля. Мужчинам посвящалось чествование памяти Сорока мучеников Севастийских, отмечаемое 9 (22 по новому стилю) марта.

В нашем храме один из престолов освящен в честь Сорока мучеников Севастийских.

Литургию Преждеосвященных Даров 22 марта возглавил правящий архиерей, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф.

Перейти к верхней панели