Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.
Крещение Господне — двунадесятый праздник, отмечаемый Церковью 19 января. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник.
Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления.
Богослужение в этот день носит особенный характер.
Совершаются часы Навечерия Богоявления и изобразительны.
Особенностью Царских часов является то, что на каждом часе читается ветхозаветная паремия, Апостол и Евангелие.
Божественная Литургия святителя Василия Великого входит в состав Великой вечерни, за которой прочитывается 13 ветхозаветных паремий.
Читается Евангелие от Луки (глава 3:1-18):
В пятнадцатый год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, и тетрархом Галилеи был Ирод, Филипп же, брат его, был тетрархом Итуреи и Трахонитидской области, и Лисаний был тетрархом Абилены, при первосвященнике Анне и Каиафе, было слово Божие к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И прошел он всю округу Иорданскую, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов, как написано в книге слов Исаии пророка: «Глас вопиющего в пустыне: Приготовьте путь Господу, прямыми делайте стези Его: всякий овраг наполнится, и всякая гора и холм понизится, и будет кривое прямым путем, и неровные тропы – дорогами гладкими, и увидит всякая плоть спасение Божие». Итак, он говорил народу, выходившему креститься у него: «Отродье змеиное! Кто подсказал вам бежать от будущего гнева?
Сотворите же плоды достойные покаяния, и не начинайте говорить в себе: Отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что может Бог из этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Уже и топор при корне деревьев лежит: итак, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». И спрашивал его народ, говоря: «Что же нам делать?» А он в ответ говорил им: «У кого есть две рубахи, пусть поделится с не имеющим, и у кого есть пища, пусть так же поступает». Пришли же и мытари креститься [у него] и сказали ему: «Учитель, что нам делать?» Он же сказал им: «Ничего больше положенного вам не взыскивайте». Спрашивали его и воины, говоря: «А нам что делать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не вымогайте и довольствуйтесь вашим жалованьем». Когда же народ был в ожидании, и размышляли все в сердцах своих об Иоанне: уж не Христос ли он сам, – отвечал Иоанн, говоря всем: «Я водою крещу вас; но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его. Он вас будет крестить Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою, а мякину сожжет огнем неугасимым». Также и многое другое с увещанием благовествовал он народу.
На Всенощном бдении 18 января прочитывается Евангелие от Матфея (гл. 1: 18–25):
В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: «Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение».
В праздник Крещения за Божественной Литургией святителя Иоанна Златоуста читается Евангелие от Марка (глава 1:9-11):
В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен Иоанном во Иордане. И тотчас, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: «Ты – Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение».
Самая большая радость Праздника — Причастие Святых Христовых Таин.
Два дня Церковь совершает Великое освящение воды, которая одинакова по своей благодатной силе, является великой Агиасмой и называется Крещенской, Богоявленской.
Освященную воду можно взять 18 и 19 января до окончания вечернего богослужения.