Праздник Преображения Господня, отмечаемый православной Церковью 19 августа, имеет исторический и духовный смысл.
За 40 дней до предстоящей крестной смерти Господь открыл ближайшим ученикам славу Своего Божества. На горе Фавор апостолы увидели Божественное преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка – Моисей и Илия – и беседовали с Ним. Таким образом, вера учеников была укреплена и приготовлена к испытанию предстоящих Крестных страданий и смерти Спасителя.
Преображение Господне открывает суть христианской жизни человека — покаяние, то есть кардинальная перемена. Путь этот пролегает через горнее восхождение от страстей к святости.
Небесный покровитель нашего храма святой пророк Божий Илия видел преобразившегося Господа на Фаворской горе. Это еще один урок для нас — дерзновенная жажда встречи с Богом.
19 августа в храме было многолюдно. Всенощное бдение и Божественную Литургию совершил настоятель архимандрит Никандр. В дни Успенского поста душа христианина как никогда жаждет преображения — многие причастились Святых Христовых Таин: только Господь и подает к этому благодатные силы.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. в этот день в храмах совершается освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства Евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. Плоды и символизируют добродетели, которыми исполнена преображенная душа. Христианин не просто стремится освятить яблоки, этим он выражает надежду на освящение души, ее деятельное преображение. Священники, прежде чем окропить яблоки, груши, виноград, читают особую молитву для верных, прося Господа Бога просветить их сердца лучами богопознания, чтобы они исполнились духовных благ, символом и материальным выражением которых являются эти земные плоды, как будто говорящие о нетленной райской жизни, к которой все мы призваны через духовное восхождение на гору Фавор, через единение со Христом Спасителем в Таинстве Причащения.
Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.