Приход Илии пророка г. Иваново

Путешествие в историю Древней Руси

Четверг, 28 июля

Путешествие в историю Древней Руси.
Составление Завещания лагерю-2017.

 

8.30. Утреннее молитвенное правило. Евангелие дня: Мф. 13, 44 — 54.

9.00. Зарядка.

9.15. Чай.

9.30. Путешествие в историю Древней Руси. Игра по станциям.

11.00. Играем в парах. Послушания.

11.45. Изучаем мир Православия.

12.00. Обед.

12.30. Составление Завещания лагерю-2017.

12.50. Репетиция спектакля.

13.20. Отрядная свеча.

13.30. Лагерный маяк.

13.40. — 14.00. Свободное время.

 

28 июля Святая Церковь чествует равноапостольного великого князя Владимира. На утреннем правиле вспоминаем о значении крещения Руси, размышляем о том, как сокровище веры изменяет жизнь не только человека, но и государства, судьбу народа.

Сегодня мы совершаем последнее в этом году путешествие — путешествие в историю Древней Руси, делаем остановку в эпохе сына великого князя Владимира — Ярослава Мудрого, также прославленного Церковью в лике святых.

Игра по станциям любима воспитанниками лагеря. В игровой форме прочнее усваиваются знания.

Станция 1.

Житие великого князя Ярослава Мудрого.

1035 лет назад родился Ярослав Мудрый, сын великого Киевского князя Владимира «Красно Солнышко». Детство Ярослава было трудным – у него болели ноги, он позже других детей научился ходить. Мальчик выучился грамоте, очень любил читать книги.

На шестом году жизни совершили над Ярославом обряд пострижения: отрезали прядь волос – в знак того, что повзрослел княжич и будет отныне не матерью воспитан, а наставником. Становился он с каждым годом всё сильнее и мудрее. Да только от прежней болезни хромота осталась, за что и получил княжич прозвание – хромец.

А в 11 лет был отправлен отцом княжить в город Ростов, а потом и в Новгород. И платил Ярослав отцу, князю Киевскому, ежегодную дань в 2 тысячи гривен серебра. Вскоре сам стал великим князем Киевским.

За время своего правления он объединил почти все русские земли.

Ярослав хорошо знал церковные и гражданские уставы, действовавшие в русских княжествах. Так в 1020 г. написан первый сборник законов «Русская правда». Это был перечень наказаний и штрафов за те или иные проступки, провинности и преступления.

Князь был очень образован. Он основал первую государственную библиотеку на Руси. Она была не только хранилищем книг, но и книгописной мастерской: здесь трудились переводчики, художники, мастера по выделке пергамента, ювелиры.

Ярослав заботился об образовании детей. Для распространения грамоты он велел духовенству обучать детей и устроить в Новгороде школу для 300 мальчиков.

Князь основал города Ярославль, Юрьев, украсил Киев многими постройками, построил новые каменные стены, устроив в них знаменитые Золотые ворота.

Ярослав занимал почётное место среди европейских государей. При нём о Руси знали во всех концах земли.

За ум и начитанность, за построение городов и храмов, за мудрость в управлении землями русскими князя назвали «Мудрым». Ярослав Владимирович правил Киевской Русью 37 лет  и сделал свою страну одной из самых больших, сильных и культурных государств Европы.

Похоронен Ярослав в мраморной гробнице в Киевском Софийском соборе.

Задача — познакомиться с житием Ярослава Мудрого. Однако для обретение исходного текста необходимо прочитать разделенную на части шифровку:

прв1035гилетбваназадтолвродилсябЯрославыфМудрый,кждосынгнвеликогосКиевскогоькнязяввалВладимирасып«Красно Солнышко». глДетствопрЯрослававнгбылоьъхтрудным – у неговыкболелиъхзноги,жфконзуцпозжепвдругихуцдетейгонаучилсяфйходить. Мальчикровыучилсяфаграмоте,бюоченьзэлюбилслчитатьвызкниги.

НагрошестомфыгодуыкжизниготсовершилинекнадвыфЯрославомцйжобрядюбпострижения: отрезалигпрядьтожволос -взнаквигтого,гожчтофповзрослелрюкняжичкуцибудетгхнотнынещекнематерьюговоспитан,анаставником.Становилсяъхзонскаждымнфтгодомёлвсёъфксильнееимудрее.Даътолькосиотъхпрежнейрфболезнифсвхромотаъитосталась,заъэючтоиполучилфыркняжичзжьпрозвание – блихромецы.

Аъв11фйлетэбылгиотправленфцотцомкикняжитьвгородхэРостов,апотомъиывбюНовгород. ИплатилждЯрославйуотцу,гокнязюбитКиевскому,ъхэжежегоднуюлогданьв2тысячифъыгривенъэ

серебра.зыкВскоремийсамйфсталъвеликимьюкняземйфКиевским.

Задюквремязсвоегожправленияъонфйцобъединилюбьпочтифцвсеьрусскиеццфземли.

Ярославгипхорошоэжюзналфицерковныеигражданскиеъфуставы,читдействовавшиеврусских княжествах.мисТакв1020годуъхнаписанфяпервыйрсборникцйёзаконов«Русская правда».Этобыл переченьфофнаказанийиштрафовзатеилифсыиныеъхпроступки,ыцпровинностиипреступленияъх.

Князьцбыльюоченьсвообразован.хыОнкоюосновалъхьпервуюйёгосударственнуюнирбиблиотеку наРуси.Онаэбыланетольковрхранилищемэфкниг,ноикнигописнойимьмастерской:здесьюб

трудилисьноюпереводчики,цйхудожники,юьмастеранкпоъвыделкекетпергамента,ютювелиры.

Ярославнуцзаботилсяобобразованиибикдетей.ъДляхжраспространениякуцграмотыъонъвелел духовенствуэжобучатьюфдетейиустроитьвНовгороделюдшколуоедля300мальчиков.

КнязьжэосновалёцгородаъЯрославль,мыЮрьев,сывукрасилъКиевтогмногимиблюпостройками, построилхэжновыефйкаменныеъстены,сыустроиввнихтифзнаменитыеЗолотыеъворота.

Ярославхцзанималйёцпочётноеьбюместоцсредиъбъевропейскихыгосударей.ПрийцёнёмоРуси зналитичвовсехъхэконцахфйземли.

Заъуминачитанность,зарвпостроениеницгородовихрамов,заъэъмудростьвуправленииопрземлями русскимигокнязявыхназвали«Мудрым».ЯрославВладимировичтоьправилнфКиевскойтьюРусью37 летисделалъхсвоюфстранусыоднойюжизсамыхгорбольших,йёсильныхикультурныхъгосударств Европы.

ПохороненгаёЯрославъвъмраморнойсавгробницеъвъКиевскомхэСофийскомжюсоборе.

Станция 2.

Как учились на Руси.

Как вы думаете, зачем нужны школы?

Один из указов Святого  равноапостольного  князя Владимира  – крестителя Руси,

гласил: «собрать у лучших людей детей и отдать их в обучение книжное», но не за тем, чтобы обучить грамоте, грамоту на Руси знали, а чтобы обученные византийскими священниками мальчики могли распространять новое христианское мировоззрение.

За 49 лет училище, открытое Владимиром, подготовило свыше 1000 воспитанников.

Когда родители принимали решение отправить сына учиться, они приглашали в избу священника, который служил молебен, окроплял будущего ученика святой водой. И начинался «экзамен» при поступлении в школу. А какой мы не расскажем, а покажем.

Отец и мать сидят на лавке, в другом углу с поникшей головой сидит мальчик.

Стук в дверь, дверь открывается, заходит учитель.

Отец:Здравствуйте, учитель, проходите, здесь в красном углу посидите,

проводит учителя к лавке, мать вскакивает, и начинает причитать.

отец берет сына за руку: —Вымахал детина, а всего лишь 7 годков,

подводит к учителю: —Научите сына уму-разуму, не стесняйтесь за лень угощать побоями.

Ученик  трижды кланяется учителю.

Учитель трижды осторожно ударяет ученика плеткой по спине, открывает азбуку.

Мать подает указку сыну и начинает плакать еще сильнее: Умоляю, не морите дитятко за грамотой.

Отец уводит мать и договаривается об оплате: -Чем плату будете брать? Полотенцами али птицей, одеждой али продуктами?

Этим и заканчивался экзамен при поступлении в школу.

 

А как проходил урок?

В большой комнате стоит длинный стол, на скамейках сидят школьники разного возраста. У каждого ученика свой урок, кто-то учит непонятные названия букв «Аз, буки, веди», другой складывает буквы в слоги: «Мыслете + Аз = МА», третий уже читает. Читать трудно, между словами нет промежутков, а в начале предложения нет заглавных букв.

Попробуйте прочитать шутку тех времен:

НЕВЕЖЯПИСАНЕДУМИКАЗААХТОСЕЦИТА

НЕВЕЖЯ  ПИСА, НЕДУМИ  КАЗААХ, ТО  СЕ  ЦИТА. (Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает… Сейчас эта шутка звучит так: «Кто писал не знаю, а я дурак читаю»).

 

Станция 3.

Чему учились на Руси?

В школах читать учились по Священному Писанию, занимались изучением Закона Божия, после прохождения первоначального образования ученики приступали к изучению «семи свободных художеств». Под коими подразумевались: грамматика, диалектика, риторика, музыка (имелось в виду церковное пение), арифметика и геометрия («геометрией» тогда называлось «всякое землемерие», включавшее в себя и географию и космогонию), а в училищах занимались изучением стихотворного искусства, учились составлять акростихи. И мы сейчас потренируемся в этом нелегком деле.

 АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, напр.:

 «Лазурный день
 Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас»
— Луна.

 

Школа – древнегреческое слово «СКОЛЭ» — обозначает свободное от работы время, досуг, а затем уже учебное заведение.

 Составляем акростих  ШКОЛА.

Вот что получилось:

Шел я, шел
К любимой школе,
Окруженной красотой,
Лютики цвели весною..
А потом пошел домой.
Шла я в школу,
Класс любимый,
Окруженный тишиной,
Ласковый учитель, милый,
Аккуратный и простой.
Школа, школа,
Контрольные
Одни.
Ломоносов пишет стихи,
А Антошка рисует коньки.
Шагает важно ученик,
К открытиям спешит.
О Боже, научи любить,
Людям радость всем дарить,
А также добрым быть.

Станция 4.

Игрушки Древней Руси.

Детские игрушки. Это достаточно частая находка в культурном слое древнерусских городов. Ассортимент их многообразен, он связан с реальной жизнью, окружавшей детей. Делали игрушки из разнообразных материалов: дерева, древесной коры, кожи, кости, глины. Большая часть игрушек — самоделки, они изготовлены родителями детей или самими детьми, и только отдельные игрушки — продукция ремесленного производства.

Делаем игрушку-закидушку.

 

Станция 5.

Языческая.

В начале открытия лагеря педагоги узнали, что некоторые православные дети верят в существование домовых как защитников дома.

На станции «Языческая» в игровой провокационной форме детям доказали, что домовые — это вымысел, такой же сказочный персонаж, как Баба Яга и т.п. Вера в домовых объясняется попыткой защитить дом при неверии в Бога. Каждому дому при его освящении дается защитник — Ангел Хранитель дома. И если в доме явно что-то перемещается, гремит, разбивается, то это не домовой, а бесы, по нашему грешному житью, распоясываются.

По придуманной легенде, в  школе есть «тайная дверь», от которой нет ключей, за ней и живет домовенок Добровенок. Накануне он расхулиганился, и его нужно «задобрить»: выманить из-за тайной двери и накормить печеньем.

Отряд «Кораблик Детство» — единственный, наотрез отказавшийся участвовать в этой затее, объяснив свое решение неверием в домовых и верой в Бога.

IMG_1658

IMG_1657

К ужасу воспитателей и вожатых, многие дети «вызывали домового»!!! И лишь некоторые даже и смотреть не ходили.

 

Дома есть изображения домовых (н., в виде магнитов), дети не знают, как и родителей просить, чтобы их выбросить. Изображения эти считаются чуть ли не семейными реликвиями.

Стыдно и горько…

Станция 6.

Игры-забавы на Руси.

«Горелки»

Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло.
И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!

При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой – справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

«Удар по веревочке»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой. Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

Правила старинной русской народной игры «Платочек»

Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить. В игре есть и свои маленькие хитрости. Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо – это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит разиню освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга «вхолостую». Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков. Если вы играете в старинную русскую народную игру «Платочек» на лесной полянке, на пляже или в помещении с ковровым покрытием, то игроки могут не стоять, а сидеть в кругу. Правда, это еще больше увеличивает шансы на победу в «беговой дуэли» для водящего. Зато водящий все время меняется и не успевает устать или заскучать. У старинной русской игры «Платочек» есть очень много вариантов. Это подвижные игры «Займи место» для улицы и подвижные игры «Займи место» в помещении.

 

На лагерном маяке особенно был отмечен Владимир, чествующий сегодня своего Небесного покровителя стойкостью и непоколебимостью веры. Он единственный из отряда «Свеча», кто не поддался на соблазн «задобрить домовенка» и потивостоял общему неверному мнению.

IMG_1811

IMG_1814

Перейти к верхней панели