Среда, 27 июля
Наш любимый храм. История, устройство, святыни.
8.30. Утреннее молитвенное правило. Евангелие дня: Мф. 13, 31 — 36.
9.00. Зарядка.
9.15. Чай.
9.30. Экскурсия по храму Илии пророка и прилегающим к нему улицам.
11.30. Подвижные игры.
12.00. Обед.
12.30. Контрольный листок.
12.45. Изучаем мир Православия.
13.15. Отрядная свеча.
13.30. Лагерный маяк.
13.40. — 14.10. Свободное время.
Завершена подготовка к путешествию на остров «Наш любимый храм». Но не секрет, что не для всех ребят пребывание в храме является радостью, не все испытывают чувство благоговения, зачастую вера в Бога зиждется лишь на доверии нам, взрослым. Поэтому и цель нашего двухчасового путешествия — показать любовь к Богу, выраженную через служение Ему духовенства, строителей, жертвователей, благоукрасителей. Детям был предоставлен свободный выбор: остаться играть в лагере или, испытывая напряжение — душевное, физическое, интеллектуальное, — изучить во всей полноте историю нашего храма. К радости педагогов, избран второй путь.
В начале путешествия кто-то вспомнил, а кто-то впервые узнал, что менее 30 лет назад наш любимый храм находился в запустении, в нем не совершались богослужения. Большевики (а ведь многие из них тоже ходили в храм, ставили свечи, исповедовались, причащались) разрушали, уничтожали храмы, пытаясь через это разрушить и храмы души. Из 28 храмов Иванова-Вознесенска уцелели только 5, один из них — Преображенский кафедральный собор — был действующим. Остальные храмы взорваны. За веру в Бога гнали, расстреливали. И эта ситуация повторима. Что выберешь ты: сытую жизнь или жизнь со Христом, исполненную лишений, а может, и смерть за Христа?
Вдохновленные такими размышлениями, дети мужественно и довольно стойко делали открытия в храме Илии пророка, у памятного креста строителю храма Александра Алексеевича Лепетова, у дома, где прежде жило духовенство, возле исторических домов, принадлежащих наследникам славного строителя Ильинского храма Гарелиным. Завершилось путешествие возле нашего духовно-просветительского центра — здания, связанного с историей любимого храма.
Все отряды подготовили серьезные, содержательные сообщения. Отличился младший отряд, кратко изложивший житие Илии пророка и сделавший иллюстрации к житию. Благодарим Вирджинию Омаровну, присоединившуюся к нашему путешествию и рассказавшую об иконописании (по секрету отметим, что она написала икону Илии пророка и пожертвовала храму).
Путешествие в историю храма Илии пророка
Сведения о селе Иваново впервые мы находим в исторических летописях от 1328г., где оно упоминается как деревня Ивань в духовном завещании Ивана Калиты.
До 1932г. город Иваново именовался Иваново-Вознесенск, поскольку сформировался из двух самостоятельных населенных пунктов – старинного села Иванова и находившегося по соседству с ним Вознесенского посада.
Наш храм Илии пророка и воскресная школа находятся на месте, историческое название которого – деревня Воробьево.
История храма Святого пророка Илии переплетается с историей города Иваново.
Как известно, ведущим производством в Иванове с конца XVIII века стало ситцепечатание. После 1812 г., когда промышленность Москвы была разорена армией Наполеона, Иваново стало центром ситцевого производства. Миткалем и хлопчатобумажной пряжей торговал выходец из местных крестьян крупный купец Александр Алексеевич Лепетов. Он выкупил земельные участки у помещицы Е.И. Барсуковой, владевшей деревней Воробьево. Через четыре года появились первые постройки: так было положено начало Воробьевской слободе. С открытием предприятий население Воробьевской слободы заметно выросло. В 1838 году на средства А.А. Лепетова здесь началось строительство церкви Илии пророка.
Землю под храм Илии пророка пожертвовал купец Иван Диомидович Киселев.
Вскоре жители обратились к Владимирскому архиепископу Парфению с просьбой о переименовании слободы в Ильинскую. Ильинская слобода вошла в Вознесенский посад. (Основание города Иваново-Вознесенск относится к 21 июля по ст.ст., 2 августа по н.ст. 1871 г.)
Каменные работы закончили в 1841 г., уже на следующий год храм освятили.
——————————————-
Из архивных источников стало известно, что открытие храма в 1842 году произошло на праздник Казанской иконы Божией Матери. Тогда привезли список чудотворной Казанской иконы, украшенный драгоценными камнями.
—————————————————-
Построен храм в стиле классицизма, который отличают строгость и простота форм. Первые внутренние росписи выполнены знаменитыми палехскими художниками Белоусовыми.
На апсиде – мозаичное полотно: икона Воскресения Христова. В цокольном этаже расположен крестильный храм, освященный в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Проходя мимо алтаря, мы всегда крестимся.
———————————————————
Отправимся в храм
Храм – это земное Небо, поэтому и вести себя в нем нужно благоговейно. Поскольку храм возводит человека к Богу, поэтому и строится всегда возвышенно над землей. Ступени, по которым мы поднимаемся в храм, называются папертью. Помолимся перед иконой Спаса Нерукотворного.
Три части храма.
Войдем в притвор (на́ртекс). Здесь пишем записки о здравии и упокоении близких и подаем их в свечной ящик.
В храме за усопших свечи ставим на канун.
Сам храм, где стоят молящиеся, называется греческим словом неф — корабль, т.к. Церковь – это корабль спасения: спасения от греха и смерти.
Главное место храма – алтарь. Главный алтарь нашего храма освящен в честь Илии пророка.
Еще есть приделы – дополнительные алтари.
———————————————————
В 1893 г. на средства фабриканта А.И. Гарелина, внука А. Лепетова, по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского была проведена внутренняя реконструкция храма: разделенные стеной летнюю и зимнюю половины храма соединили в единое помещение. В приделах Рождества Богородицы и Сорока мучеников Севастийских (существующих и поныне) установили новые иконостасы. Настенную живопись выполнили знаменитые палехские художники Белоусовы, обновлявшие живопись в Грановитой палате Московского Кремля.
———————————————————-
Правый придел посвящен Сорока мученикам Севастийским. Здесь размещены иконы святых.
Левый придел посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. На нем расположены иконы Божией Матери.
Пройдем к главному алтарю.
В центре – аналой, на него полагается икона праздника.
Алтарная перегородка называется иконостас. Классический иконостас – пятиярусный. Венчает иконостас Голгофа.
В центре нижнего яруса – Царские врата. Во время Таинства Причастия через них выходит Сам Господь.
По правую сторону – икона Господь Вседержитель. По левую – Казанская икона Божией Матери.
Как правильно определить, в честь кого построен храм? Нужно посмотреть на икону, расположенную справа от Спасителя. Это икона пророка Илии. Рядом с иконой Илии пророка в нашем храме — икона Святой Троицы. Бог – это Святая Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но не три бога, а Один Бог.
Крестное знáмение выражает нашу веру в Святую Троицу. 3 пальца (перста), сложенные вместе, изображают веру в Бога-Троицу, а 2 пальца, прижатые к ладони, означают, что Иисус Христос Бог и Человек. Как крестимся? Во имя Отца (на лоб) – освящаем наши мысли, и Сына (на живот) – освящаем наши чувства, нашу жизнь, и Святаго Духа (с правого плеча на левое) – освящаем наши дела.
В любом храме есть Распятие, икона Всех святых.
———————————————————
У Боголюбской иконы.
29 августа 1935 года храм был закрыт местными органами Советской власти, а здание его передано областному архиву.
Улица Церковная, которая вела к Ильинскому храму, в 1922 г. стала улицей М.Ю. Лермонтова. Ильинская слобода получила название местечко Воробьево.
Более полувека храм стоял без крестов.
Из тьмы и сырости на стеллажи с документами безутешно смотрели лики святых. Старинные фрески осыпались, стены покрывались плесенью, свод храма чернел от копоти керосиновых ламп…
Храм Илии пророка был возвращен верующим в 1989 году. С первых дней возрождения храм возглавил настоятель архимандрит Никандр (тогда еще совсем молодой иеромонах Никандр).
Начались ремонтно-восстановительные работы.
Поистине, Днем Рождения прихода является первая Божественная Литургия, совершенная 7 января 1990 г. на Рождество Христово. Служба состоялась в подвальном помещении, ныне — цокольном крестильном храме, престол которого освящен в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Благая весть мгновенно разнеслась по округе. И вот уже на службу в день Святой Троицы цокольный храм не смог вместить всех желающих. Литургию совершали на паперти.
В самом храме, на престоле в честь Илии пророка, Небесного покровителя церкви, первая Божественная Литургия совершена 21 июля 1990 г. в праздник Казанской иконы Божией Матери.
К 1993 г. храм сиял своим великолепием и красотой — благодаря активному участию прихожан, поддержке благотворителей, подвижническому труду настоятеля и клира.
Современный облик храм обрел после вторых реставрационных работ, проведенных в храме в 2013 г.
————————————————————
О выздоровлении болящих православные молятся Пантелеи́мону Исцелителю. Но главное для человека – исцеление его души от грехов.
———————————————————
Житие и икона Илии пророка.
————————————————————
Духовенство храма.
Иерей Алекси́й Покровский 1842 — 1852.
Протоиерей Григорий Лепорский 1852 – 1904 (зять иерея Алекси́я). Ревносный проповедник. Награжден орденом Св. Владимира IV степени за 50-летнюю службу.
Иерей Николай Лепорский 1905 – 1918 (сын прот. Григория). В 1928 г. лишен избирательных прав.
Младший сын протоиерея Григория Алекси́й – священник в г. Муром. В 1937 г. расстрелян.
—————————————————————
Дела милосердия и благотворительности основателей Ильинской слободы
В 1840 г. дочь Александра Лепетова Анна вышла замуж за сына известного фабриканта Никона Ивановича Гарелина — Ивана Никоновича, получившего в 1884 г. свидетельство купца 1-й гильдии.
Дом Никона Ивановича Гарелина (ул. Володиной, 1/31, бывшая Дальняя до 1927 г., ранее – главная улица Ильинской слободы)
Дом Александра Ивановича Гарелина (ул. Б. Воробьевская, 4)
После его смерти управление фабрикой перешло сыну Александру Ивановичу. В 1985 г. он женился на Марии Александровне, из рода московских предпринимателей Крестовниковых. В красивую, романтически настроенную девушку был влюблен известный фабрикант Савва Морозов, однако она вышла замуж за ивановского фабриканта.
После приезда в Иваново-Вознесенск Мария Александровна Гарелина включилась в благотворительную деятельность. При фабрике, руководимой ее мужем, по инициативе Марии Александровны, была создана социальная сфера, охватывающая всю жизнь человека от рождения до смерти. Для рабочих и служащих выстроили несколько корпусов, открыли школу, родильный дом, ясли, детский сад, приют, богадельню и больницу для неизлечимо больных людей — прообраза современного хосписа. Во время русско-японской войны Мария Александровна возглавляла Иваново-Вознесенское благотворительное общество: для жителей города были организованы столовая, ясли, богадельни для престарелых.
Супруги Гарелины помогали и вдове Эмилии Яковлевне, оставшейся одной с четырьмя детьми после смерти своего мужа Ивана Ивановича Гарелина — брата Александра Ивановича.
На средства Ивана Ивановича Гарелина был выстроен особняк (не сохранился) на ул. Кольцова, 25. А в 1910 по проекту А.Ф. Снурилова супруги Гарелины для семьи Ивана Ивановича пристроили к нему красно-кирпичный особняк в стиле модерн.В советские годы здесь размещался детский приемник-распределитель. Здание передано храму Илии пророка в 2011 г. в разрушенном состоянии. За 2 года проведены ремонтно-реставрационные работы. Здание освящено митрополитом Иосифом 2 августа 2013 года.
После обеда — проверка полученных знаний через заполнение контрольного листа.
История и устройство храма Илии пророка
Храм Илии пророка строился на средства купца ______________________________________________________. Землю под храм в деревне _____________________________________ пожертвовал купец ____________________
_______________________________________. Год закладки храма – _______________, постройки – __________________. Первое богослужение совершено в праздник _____________________________________________________________ ____________________________(дата). Ильинская слобода вошла в состав _____________________________________ посада.
Построен храм в стиле ___________________________________________.
Первый настоятель храма – иерей ______________________________________________________. Он служил ___ лет. Затем в течение ____ лет настоятелем храма был протоиерей _____________________________________. А в дореволюционные годы его сын — иерей ______________________________________________________.
Храм закрыт в ________________ году, в нем разместился ___________________. Улица ________________________________________, которая вела к храму, получила название улицы Лермонтова.
Возвращен храм верующим в __________________ году.
Первая Божественная литургия совершена _____________________________________ г. в праздник __________________________________________________ в подвальном помещении. В самом храме, на престоле в честь Илии пророка, первая Божественная литургия совершена _________________________________ г. в праздник ___________________________________________________. К __________________ г. храм сиял своим великолепием и красотой. Современный облик храм обрел после вторых реставрационных работ, проведенных в храме в ______________________ г.
Настоятель храма – ____________________________________________________________(сан, имя).
Главный престол нашего храма освящен в честь ____________________________________________, правый придел – в честь _____________________________________________________________________________, левый придел – в честь ____________________________________________________________.
Ступени, ведущие в храм, называются ________________________________________. Часть храма, где пишем записки о здравии и о упокоении, называется ___________________________________ (по-гречески – ________________________________). Часть храма, в которой стоят молящиеся, называется _________________. Главная часть храма – ___________________________________.
Мне трудно молиться на богослужении, потому что _________________________________________________
Правильные ответы здесь.
Результаты.
«Солнышки»: две пятерки, 6 четверок.
«Свеча»: одна пятерка, 5 четверок, две тройки.
«Облачка»: 5 пятерок, 3 четверки.
«Кораблик «Детство»: 9 пятерок, одна четверка.
Две работы нельзя оценить положительно.
Уставшие, старавшиеся «Морские звездочки» под аплодисменты старших зажгли лагерный маяк.